Дополнительное образование

Сурдокоммуникация и русский жестовый язык

Фон

Обзорная статья о профессии сурдопереводчика в России: актуальность, где обучиться и работать

Содержание статьи

Востребованность сурдопереводчиков

Сурдокоммуникация и жестовый язык играют важную роль в социальной реабилитации и мотивации людей с нарушением слуха и речи. В современном обществе общение глухих и слабослышащих становится все более значимым, и для безбарьерного общения с такими людьми и их культурного взаимодействия среди слышащих необходимо изучение жестового языка.

Статистика показывает, что нарушения слуха встречаются у 3-15% детей школьного возраста, и эти числа постепенно увеличиваются. В условиях современного развития, с информатизацией и глобализацией, проблема нарушения слуховой функции становится все более актуальной.

Для глухих и слабослышащих людей учеба, работа и обычная жизнь среди слышащих связаны с определенными трудностями. Например, им может быть сложно получить медицинскую или юридическую помощь, так как многие специалисты не готовы общаться письменно. Для решения этих проблем используется социокультурная парадигма обучения людей с нарушением слуха и необходимость освоения жестового языка. Люди с нарушениями слуха изучают жестовый язык в специальных школах, сурдоцентрах и организациях дефектологического профиля.

Однако, несмотря на систему обучения людей с нарушениями слуха, вопрос об изоляции остается актуальным. Часто люди с нарушенным слухом не готовы к жизни в обществе даже после окончания коррекционных школ и других специализированных учреждений. Они зависят от помощников, которые не могут быть всегда рядом, что ограничивает их возможности участия в общественной жизни. Кроме того, само общество не всегда проявляет заинтересованность в принятии неслышащих и слабослышащих, что приводит к дальнейшей стигматизации.

state

Дистанционное

Организация сурдокоммуникации

Профессиональная переподготовка

Объём

256 академических часа

Сроки обучения

Сентябрь 2025 г. - Ноябрь 2025 г.

Где работают сурдопереводчики

Сурдопереводчики могут работать в реабилитационных центрах, помогая глухим и слабослышащим людям осваивать жестовый язык и общаться с окружающими. Они также могут заниматься созданием сурдоверсий различных мероприятий, таких как выступления, лекции, спортивные соревнования.

Профессия сурдопереводчика является почетной и уникальной. Несмотря на наличие современных технологий, которые облегчают доступ к информации и общение без слов, все еще существует множество организаций и инстанций, требующих живого речевого взаимодействия. Работа переводчика жестового языка требует погружения в психологию неслышащих людей, а также умения интерпретировать их мимику, эмоции, интонации и другие нюансы. Она также требует постоянного пребывания в такой среде, так как жестовый язык вариативен и имеет индивидуальные особенности, что усложняет обратный перевод.

Для успешного выполнения своей работы сурдопереводчику необходимо понимать, как различные степени нарушения слуха влияют на развитие речи и психологический портрет личности. Это помогает выбрать наиболее подходящие средства коммуникации.

Русский жестовый язык признан языком общения при устном применении государственного русского языка. Работа сурдопереводчика является социально ответственной профессией, которая приносит пользу обществу и помогает решать социальные проблемы.

Где изучить жестовый язык

Обучение по программе профессиональной переподготовки «Организация сурдокоммуникации» можно пройти в Институте непрерывного образования УВО «Университет управления «ТИСБИ». Длительность прохождения профессиональной переподготовки — 256 академических часов (3 месяца). Стоимость обучения 18000 ?, при необходимости, оплата может быть разделена на три части.

state

Дистанционное

Организация сурдокоммуникации

Профессиональная переподготовка

Объём

256 академических часа

Сроки обучения

Сентябрь 2025 г. - Ноябрь 2025 г.

Вы освоите комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков в вопросах:

  • субъектно-ориентированного подхода при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • жестового языка и дактильной речи как кинетической системы вербальной коммуникации глухих;
  • стилистической дифференциации жестов;;
  • освоения различных лексических пластов и групп словарного состава жестового языка;
  • развития мимики лица, четкой артикуляции, пластики тела и рук и т.д.