Правовые нормы для учителей

Легко ли быть отцом?

Фон

Статья о роли отца и отцовства в семье от доктора социологических наук, профессора, автора и разработчика программы «Семьеведение» в Татарстане Карцевой Лидии Валерьевны.

Статья подготовлена в рамках проведенной Республиканской научно-практической конференции «ОТЦЫ и ОТЦОВСТВО в жизни современного общества: взгляд через программу ''Семьеведение''», куратором которой выступила Л.В. Карцева

Что такое быть отцом и каким видится отцовское воспитание в 21 веке?

«Семьеведение» - курс, направленный на изучение основ семейной жизни учащимися общеобразовательных организаций.

В целях сохранения традиционной семьи, приумножения семейных ценностей, пропаганды многопоколенной и многодетной семьи в декабре 2023 года Распоряжением председателя Правительства РФ М.В. Мишустина «Семьеведение» было введено как внеучебный предмет. Однако, следует отметить, что для Татарстана проект «Семьеведение» не новация. «Классный час», факультатив для школьников сначала локально, а затем и массово были введены по распоряжению Министерства образования и науки РТ с 2012 года.

За прошедший период времени учёными казанских вузов была разработана канва занятий, подготовлена для учащихся и педагогов соответствующая учебно-методическая литература. Так, постепенно семейно-ориентированная общественная образовательно-воспитательная работа с детьми заиграла всеми красками, к которой, по мере образования своих советов в каждой образовательной организации, подключились и отцы. Помощь от них во всех мероприятиях школы оказывается настолько разносторонней и заметной, что поводов для радости у педагогов женского пола становится в разы больше.

Определенные шаги в популяризации проекта «Семьеведение» делаются и в научном формате. Впервые в Татарстане в Университете управления «ТИСБИ» собрались «отцы», «матери» и «дети» на Республиканской научно-практической конференции «ОТЦЫ и ОТЦОВСТВО в жизни современного общества: взгляд через программу «Семьеведение», чтобы выяснить, каким видится отцовское воспитание в ХХI веке.

Среди «отцов» оказались руководители «Союза отцов» Татарстана, учёные, общественные воспитатели, работающие с детьми – собственными и чужими, которые не менее дороги, чем родные. В сообщество «матерей» вошли педагоги и психологи, социальные педагоги, руководители школ и ссузов, учителя «семьеведения.

Среди «детей» приняли участие школьники от 12 лет и старше, а также студенты младших курсов колледжей из Казани и других муниципальных районов республики: Алькеевского, Алексеевского, Буинского, Зеленодольского, Лениногорского, Нижнекамского, Рыбно-Слободского, Чистопольского. Тёплое и искреннее слово подрастающего поколения было целиком и полностью посвящено любимым отцам. Истории семей, показанные через близкого человека – папу, звучали и проникновенно, и поучительно. Самые важные роли отцов, со слов выступавших, – друг и наставник, авторитет и учитель, пример для подражания и арбитр в личных и семейных спорах. Сожаление «детей», единственное на всех, – недостаточность общения с папами.

state

Дистанционное

Семьеведение

Повышение квалификации

Объём

72 академических часа

Сроки обучения

Набор закрыт.

Взрослой аудиторией проблемы отцовства высвечивались более остро. В числе проблем внутри семьи отмечались разводы, неполные семьи, дети, редко видящие отцов или вообще с ними не общающиеся.

Приёмные (замещающие) семьи спасают детдомовских мальчиков и девочек от социального одиночества, но остаются один на один в ожидании помощи профильного специалиста. Им нужны психологи, соцпедагоги, а также возможность взаимодействовать с себе подобными семьями. Клуб для тех же отцов из замещающих семей – их заветная мечта.

Вне семьи отцовская тематика звучит по известному поводу: мужчин в детсадах и школах практически нет. Папы привыкли «свешивать» все вопросы на матерей. Здесь на помощь приходят семьеведы. Там, где в лицее или гимназии существует методическое объединение учителей семьеведения, сотрудничество учителей-мам и пап учащихся от первого до последнего классов налаживается продуктивно.

На вопрос, поднятый на конференции: - «Может ли «общественный отец», в том числе и духовный наставник в лице религиозного служителя, быть эффективнее в воспитательных делах и ближе к ребёнку, чем родной», участники дали утвердительный ответ. Может!

Общее в видении семьи – психологический комфорт, единение взрослых (родителей и супругов) и их детей

Хочется отметить, что члены советов отцов детсадов, школ – лучшие папы, профессионалы своего дела, мудрые, преданные детям, настоящая находка для школ и общества в целом. Особенно важны эти усилия там, где в семьях разлад, а подростки демонстрируют агрессию, различные формы деструктивного поведения.

Отцовская линия, начинаясь за пределами семьи в детском саду, продолжается по жизни ребёнка вплоть до зрелых его лет

Если в детстве связи между папами и детьми не установились, в старости их ждут одиночество и печаль. Участники конференции постарались предупредить о такой аномалии взаимоотношений, призвали отцов быть ближе к семье и школе тогда, когда они там более всего нужны.

Материалы Республиканской научно-практической конференции «Отцы и отцоство в жизни современного общества: взгляд через програму «Семьеведение»