Дополнительное образование

Сурдокоммуникация и русский жестовый язык

Фон

Сурдокоммуникация и жестовый язык тесно связаны с социальной реабилитацией и мотивированием профессиональной и личностной активности людей с нарушением слуха и речи

Социальный феномен общения глухих и слабослышащих в современном обществе выводит на первый план коммуникативные знания и умения. Овладение методиками работы с людьми, с нарушением слуха и речи, целесообразно для претворения их культурного взаимодействия в социуме среди слышащих.

Стигматизация детей и взрослых с нарушениями слуха существует во всем мире, и в России в том числе. По статистике, нарушения слуха среди детей школьного возраста составляют от 3 до 15 % и с каждым годом данные показатели только возрастают. По-видимому, в условиях современного этапа цивилизационного развития, сопровождающегося информатизацией и глобализацией, насущность проблемы сохранности слуховой функции будет только возрастать.

Способность благополучно обучаться, работать и жить в обыденных условиях среди слышащих для глухих и слабослышащих, в силу исключительности их психофизического развития, сопряжено с существенными сложностями. В рамках решения обозначенных вопросов в рассматриваемом направлении социальной сферы на практике благополучно реализуется социокультурная парадигма обучения лиц с нарушениями слуха и необходимость освоения жестового языка в специальных коррекционных школах для глухих, слабослышащих и позднослышащих; сурдоцентрах и организациях дефектологического профиля.

Несмотря на утвержденную в виде стандартов и иных нормативных актов систему обучения лиц с ОВЗ, по-прежнему злободневным остается вопрос о том, а не ведет ли это к их изоляции? В некоторой степени, безусловно, обособленность будет иметь место, т.к. с одной стороны, частым явлением является тот факт, что люди с нарушенным слухом оказываются неготовыми к жизни в обществе даже после выпуска из коррекционных школ и других специализированных учреждений. Зависимость от помощников, которые не могут находиться 24 часа рядом, существенно ограничивает возможности таких людей для участия в жизни общества. С другой - само общество не всегда проявляет заинтересованность в их принятии, что приводит, своего рода, к кастовости неслышащих (глухих) и слабослышащих в отдельную социальную группу.

Слух - уникальный инструмент межличностного общения, проявляющийся в передаче субъектом некой информации (знаний, идей, деловых сообщений, сведений, указаний и т.п.), которую собеседнику необходимо понять, принять, освоить и, в результате, осмыслить как с ней поступить. Нарушение сохранности слуховой функции сказывается на психическом развитии, состоянии речи и, как следствие, сопровождается сложностями в общественном развитии и социальной адаптации.

Согласно исследованиям в области сурдопсихологии, причины и факторы нарушения слуха воздействуют на речеслуховую и коммуникативную систему человека.

Профессия сурдопереводчика – почетна и уникальна

Невзирая на то, что сегодня современные технологии ориентированы на беспрепятственный поиск информации в сети, а мессенджеры – на общение без слов, остается достаточное количество социальных организаций и инстанций (государственных, судебных, лечебных и др.), требующих собственно «живого» речевого взаимодействия.

Работа переводчика жестового языка требует “погружения” в психологию неслышащих людей, которая характеризуется специфичными нюансами мимики, эмоций, интонаций, логических ударений и т.п.

Необходимость постоянно пребывать в такой среде также связана с вариативностью жестового языка, ввиду того, что в рассказе на таком языке присутствует больше индивидуалистического почерка, что прибавляет сложности в освоении обратного перевода.

Необходимость понимания того, как та или иная степень недостатка слуха влияет на развитие речи и психологический портрет личности, добавляет сложности профессии сурдопереводчика. Ведь от грамотного понимания того, какими средствами общения владеет человек, зависит выбор используемых средств.

Становится понятно, почему в классификации типов профессий профессию сурдопереводчика называют социально-ответственной, приносящей пользу обществу и помогающей решать социальные проблемы.

Русский жестовый язык признан языком общения при устном применении государственного русского языка (Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)

Сурдопереводчик — чем он занимается

Сурдопереводчики — представители одной из уникальных профессий, содействующие людям с нарушением слуха в понимании друг друга и тех, кто слышит. Они переводят звуковую речь русского языка на язык жестов и знаков и обратно, выполняя роль посредника, в том числе помогая оперативно коммуницировать работнику и работодателю.

Значимость этой профессии трудно переоценить, поскольку без сурдопереводчиков глухие и слабослышащие люди испытывают сложности в получении тех или иных услуг там, где требуется речевое взаимодействие: в госучреждениях и частных компаниях, транспорте, банках, в учреждениях культуры, медицины, спорта и образования, в суде, у нотариуса, при устройстве на работу и т.п.

Также, важна роль сурдопереводчиков при создании сурдоверсий: выступлений, семинаров, лекций, выставок, бизнес-переговоров, телефонных разговоров, спортивных соревнований, а также теле- и радиопередач.

31 октября отмечается День сурдопереводчика в России. Решение об учреждении этого праздника было принято в январе 2003 года по инициативе центрального правления Всероссийского общества глухих. Цель учреждения праздника состояла в том, чтобы обратить внимание общества на проблемы глухих и слабослышащих людей

Где пройти курсы для работы в специальных школах и реабилитационных центрах

Обучение по программе профессиональной переподготовки «Организация сурдокоммуникации» можно пройти в Институте непрерывного образования УВО «Университет управления «ТИСБИ», подав заявку на странице курса Организация сурдокоммуникации.

Богатый, более чем десятилетний опыт работы по данному направлению, обучение под наставничеством специалистов высокого уровня в сфере русского жестового языка содействуют формированию у слушателей профессиональных компетенций, а также освоению ими комплекса специальных теоретических знаний и практических навыков в вопросах:

  • субъектно-ориентированного подхода при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • жестового языка и дактильной речи как кинетической системы вербальной коммуникации глухих;
  • стилистической дифференциации жестов;
  • освоения различных лексических пластов и групп словарного состава жестового языка;
  • развития мимики лица, четкой артикуляции, пластики тела и рук и т.д.
state

Дистанционное

Организация сурдокоммуникации

Профессиональная переподготовка

Объём

256 академических часа

Сроки обучения

19.09.2022 -02.12.2022

Обучение по программе профессиональной переподготовки «Организация сурдокоммуникации» ориентировано не только на повышение квалификации лиц уже владеющих жестовым языком, но и на обучение новичков.

Где работать специалисту по сурдокоммуникации

Спектр областей, где специалисты по сурдокоммуникации могут быть востребованы, достаточно широк. Это и общественные организации, и учреждения образования (детские сады, СУЗы, ВУЗы), средства массовой информации, государственные и судебные организации, медицинские учреждения.

В частном порядке услуги специалиста по сурдокоммуникации требуются: на выставках; семинарах; при проведении общественных, культурных и спортивных мероприятий; в компаниях, где работают люди с ограничением слуха.