Правовые нормы для учителей

Новый профстандарт для дефектологов и логопедов – старые проблемы. Как решить?

Фон

Что предпринять руководителю образовательной организации, чтобы не нарушить требования законодательства

Содержание статьи

Как изменились требования к уровню образования логопеда и дефектолога в образовательной организации в связи с вступлением с 1 сентября 2023 года профессионального стандарта?

С 1 сентября вступает в силу Приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог». В связи с введением в действие профессионального стандарта, допускается, что должности логопеда и дефектолога в образовательной организации может занимать специалист с профессиональной переподготовкой, при этом есть одно большое «НО» такой специалист должен иметь высшее педагогическое или психологическое образование.

Напомним, что по нормам действовавшего справочника о должностях работников образования работа дефектолога и логопеда с профессиональной переподготовкой просто не допускалась и обозначалось обязательное требование наличия профильного (логопедического или дефектологического) образования.

В каком случае руководитель обязан применять требования профессионального стандарта?

Требования профессионального стандарта применяются в обязательном порядке при приеме на работу нового сотрудника. Если соискатель не соответствует требованиям профессионального стандарта, его прием на работу будет нарушением действующего законодательства.

Требования к уровню образования, прописанному в стандарте, учитываются при проведении процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории. В случае несоответствия уровня образования требованиям профессионального стандарта руководитель образовательной организации обязан зафиксировать это несоответствие в аттестационных документах и рекомендовать работнику в письменном виде устранить расхождения с требованиями профессиональных стандартов.

Что грозит руководителю за неприменение профессиональных стандартов?

За неприменение профессиональных стандартов руководителю грозит наложение административного штрафа.

При этом по рассматриваемым должностям, пока не отменен ЕКС, можно использовать как требования стандарта, так и требования ЕКС, однако, как писалось выше, в ЕКС требования намного жёстче, в связи с чем крайне нежелательно продолжать использование ЕКС.

Детские сады и школы, которые не перейдут на профстандарты, понесут ответственность. По результатам проверки ГИТ может выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Для должностных лиц штраф за нарушение трудового законодательства составит до 5 000 руб., для образовательной организации – до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП).

Что именно должно быть написано в дипломе о высшем образовании и профессиональной переподготовки при приеме на работу, чтобы не нарушить требования?

Первый вариант. Несомненно, вы можете принимать на работу на указанные должности людей с высшим образованием по направлениям дефектологическое и (или) логопедическое образование.

Второй вариант. Вы можете принимать на эти должности людей, имеющих педагогическое, психолого-педагогическое или психологическое высшее образование (его профиль дошкольное, начальное, предметник и т.п. не имеет значения) и имеющих профессиональную переподготовку, оговоренную стандартом. ОБРАТИТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ! В стандарте четко прописано название профилей профессиональной переподготовки, поэтому при выборе программы ориентируйте педагогов на программы в дипломах которых будут прописаны профили из профстандарта:

  • "Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации" (для логопедов);
  • "Работа с обучающимися с нарушениями слуха" (для логопедов);
  • "Работа с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (для педагогов-дефектологов);
  • "Работа с обучающимися с задержкой психического развития" (для педагогов-дефектологов);
  • "Работа с обучающимися с нарушениями зрения" (для педагогов- дефектологов);
  • "Работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения развития или риск их возникновения"(для логопедов и педагогов-дефектологов ДОУ);
  • "Работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития"(для педагогов-дефектологов);
  • "Работа с обучающимися с расстройствами аутистического спектра"(для педагогов-дефектологов).
state

Дистанционное

Специальное дефектологическое образование по профилю «Организация обучения по адаптированным программам в образовательной организации»

Профессиональная переподготовка

Объём

260 академических часа

Сроки обучения

В любое время

Есть высшее педагогическое (психолого-педагогическое) образование, но название профиля переподготовки не соответствует тому, что прописано в стандарте

В этом случае руководитель поступает на свое усмотрение. На наш взгляд, если в старом дипломе о профессиональной переподготовке четко читается профиль (логопедия или дефектология), то необходимости в повторном прохождении программы переподготовки нет.

При этом для новых сотрудников обязательно полное совпадение профиля с тем, что требует профессиональный стандарт.

Если детский сад или школа не коррекционные, но есть ребенок, который обучается в комбинированных или компенсирующих группах, или по адаптированной программе (в том числе на дому) может ли обычный педагог вести коррекционные занятия?

Нет, не может. Во всех случаях, когда для ребенка в программе предусмотрена реализация коррекционной работы (логопедические, комбинированные, компенсирующие группы ДОУ, адаптированные программы на уровне ДОУ и школы, обучение на дому по адаптированной программе) – занятия может вести только педагог-дефектолог/логопед, отвечающий требованиям профессионального стандарта и имеющий соответствующее образование.

Можно ли уволить сотрудника за несоответствие требованиям профессионального стандарта?

Нет, нельзя. Руководитель образовательной организации ОБЯЗАН предпринять управленческие действия по устранению нарушений требований профессионального стандарта, которые могут быть связаны с изменением должностных обязанностей работника, переводом по согласию работника на другую должность или обеспечению получения работником образования в соответствии с требованиями стандарта.

Какие управленческие действия обязан предпринять руководитель, чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта?

При приеме на работу – четко следовать требованиям стандарта.

При работе с трудоустроенными работниками – предлагать четкую стратегию профессионального роста, в том числе в рамках проведения аттестационных процедур и подготовки аттестационного дела, которая обеспечит достижение требований стандарта.

Наиболее оптимальные траектории профессионального роста дефектолога и логопеда в образовательной организации

В условиях кадрового дефицита важно сохранить каждого хорошего работника и несоответсвие уровня образования не должно стать причиной потери работающих кадров.

В этой связи мы предлагаем ряд траекторий в зависимости от исходной ситуации.

Вариант 1. У претендента на рабочее место/работающего педагога есть высшее педагогическое (психологическое, психолого-педагогическое образование), но отсутстует диплом о переподготовке по профилю обозначенному в профессиональном стандарте.

Это наиболее простой вариант. Данная ситуация может быть полностью разрешена уже к 1 сентября 2023 года. Вы направляте педагога на дополнительную программу, в течении лета педагог дистанционно осваивает программу и получает диплом.

Записаться на программу Специальное дефектологическое образование по профилю (вы можете выбрать один профиль в одном дипломе)

  • "Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации" (для логопедов)
  • "Работа с обучающимися с нарушениями слуха" (для логопедов)
  • "Работа с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (для педагогов-дефектологов)
  • "Работа с обучающимися с задержкой психического развития" (для педагогов-дефектологов)
  • "Работа с обучающимися с нарушениями зрения" (для педагого-в дефектологов)
  • "Работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения развития или риск их возникновения"(для логопедов и педагогов- дефектологов ДОУ)
  • "Работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития"(для педагогов-дефектологов)
  • "Работа с обучающимися с расстройствами аутистического спектра"(для педагогов-дефектологов)
state

Дистанционное

Специальное дефектологическое образование по профилю «Организация обучения по адаптированным программам в образовательной организации»

Профессиональная переподготовка

Объём

260 академических часа

Сроки обучения

В любое время

Вариант 2. У претендента на рабочее место/работающего педагога есть необходимые навыки и вы хотели бы чтобы он работал в этой должности, но имеется только среднее педагогическое (колледж) или среднее/высшее образование не по профилю деятельности.

Это не такой простой вариант, но также есть возможность решить этот вопрос таким образом, чтобы к 1 сентября 2023 года ваши специалисты полностью соответствовали требованиям.

В данном случае вашему работнику можно рекомендовать зачислиться на дистанционно-заочную программу высшего образования по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

В Университе управления ТИСБИ реализуются профили: «Психология и социальная педагогика» - подготовка социальных педагогов в системе образования; «Психология и педагогика дошкольного образования» подготовка педагогов-психологов и воспитателей для дошкольных образовательных учреждений. Для работников системы образования и для тех, кто оплатит обучение до 1 августа действует постоянная 10% скидка (скидки не суммируются), поэтому стоимость обучения за одно полугодие может составлять чуть более 25 000 рублей.

По всем вопросам записи на данные программы вы можете обращаться напрямую в Приемную комиссию Факультета дистанционных технологий по тел. 8 (843)294-83-29.

Для зачисления на базе среднего педагогического, среднего/высшего непрофильного образования не требуется сдавать ЕГЭ. Сразу после зачисления на программу ваш работник получает справку об обучении на профильной программе высшего образования и может вам ее предоставить уже к началу нового учебного года.

Параллельно он может быть зачислен на выбранную профильную программу профессиональной переподготовки и получить диплом уже к 1 сентября 2023 года.

Таким образом, даже в отношении этой группы работников будут практически полностью реализованы требования стандарта за счёт наличия справки об обучении на программе высшего педагогического образования и диплома о профессиональной переподготовке по профилю, указанному в профессиональном стандарте.