Правовые нормы для учителей
Что предпринять руководителю образовательной организации, чтобы не нарушить требования законодательства
Содержание статьи
- Как изменились требования к уровню образования логопеда и дефектолога в образовательной организации?
- В каком случае руководитель обязан применять требования профессионального стандарта?
- Что грозит руководителю за неприменение профессиональных стандартов?
- Что именно должно быть написано в дипломе о высшем образовании и профессиональной переподготовки, чтобы не нарушить требования?
- Если детский сад или школа не являются коррекционными, но в есть ребенок который обучается по адаптированной программе (в том числе на дому) может ли обычный педагог вести коррекционные занятия?
- Можно ли уволить сотрудника за несоответсвие требованиям профессионального стандарта?
- Какие управленческие решения обязан принять руководитель для того чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта?
- Наиболее оптимальные траектории профессионального роста дефектолога и логопеда в образовательной организации
С 1 сентября вступает в силу Приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог». В связи с введением в действие профессионального стандарта, допускается, что должности логопеда и дефектолога в образовательной организации может занимать специалист с профессиональной переподготовкой, при этом есть одно большое «НО» такой специалист должен иметь высшее педагогическое или психологическое образование.
Напомним, что по нормам действовавшего справочника о должностях работников образования работа дефектолога и логопеда с профессиональной переподготовкой просто не допускалась и обозначалось обязательное требование наличия профильного (логопедического или дефектологического) образования.
Требования профессионального стандарта применяются в обязательном порядке при приеме на работу нового сотрудника. Если соискатель не соответствует требованиям профессионального стандарта, его прием на работу будет нарушением действующего законодательства.
Требования к уровню образования, прописанному в стандарте, учитываются при проведении процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории. В случае несоответствия уровня образования требованиям профессионального стандарта руководитель образовательной организации обязан зафиксировать это несоответствие в аттестационных документах и рекомендовать работнику в письменном виде устранить расхождения с требованиями профессиональных стандартов.
За неприменение профессиональных стандартов руководителю грозит наложение административного штрафа.
При этом по рассматриваемым должностям, пока не отменен ЕКС, можно использовать как требования стандарта, так и требования ЕКС, однако, как писалось выше, в ЕКС требования намного жёстче, в связи с чем крайне нежелательно продолжать использование ЕКС.
Детские сады и школы, которые не перейдут на профстандарты, понесут ответственность. По результатам проверки ГИТ может выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Для должностных лиц штраф за нарушение трудового законодательства составит до 5 000 руб., для образовательной организации – до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП).
Первый вариант. Несомненно, вы можете принимать на работу на указанные должности людей с высшим образованием по направлениям дефектологическое и (или) логопедическое образование.
Второй вариант. Вы можете принимать на эти должности людей, имеющих педагогическое, психолого-педагогическое или психологическое высшее образование (его профиль дошкольное, начальное, предметник и т.п. не имеет значения) и имеющих профессиональную переподготовку, оговоренную стандартом. ОБРАТИТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ! В стандарте четко прописано название профилей профессиональной переподготовки, поэтому при выборе программы ориентируйте педагогов на программы в дипломах которых будут прописаны профили из профстандарта:
В этом случае руководитель поступает на свое усмотрение. На наш взгляд, если в старом дипломе о профессиональной переподготовке четко читается профиль (логопедия или дефектология), то необходимости в повторном прохождении программы переподготовки нет.
При этом для новых сотрудников обязательно полное совпадение профиля с тем, что требует профессиональный стандарт.
Нет, не может. Во всех случаях, когда для ребенка в программе предусмотрена реализация коррекционной работы (логопедические, комбинированные, компенсирующие группы ДОУ, адаптированные программы на уровне ДОУ и школы, обучение на дому по адаптированной программе) – занятия может вести только педагог-дефектолог/логопед, отвечающий требованиям профессионального стандарта и имеющий соответствующее образование.
Нет, нельзя. Руководитель образовательной организации ОБЯЗАН предпринять управленческие действия по устранению нарушений требований профессионального стандарта, которые могут быть связаны с изменением должностных обязанностей работника, переводом по согласию работника на другую должность или обеспечению получения работником образования в соответствии с требованиями стандарта.
При приеме на работу – четко следовать требованиям стандарта.
При работе с трудоустроенными работниками – предлагать четкую стратегию профессионального роста, в том числе в рамках проведения аттестационных процедур и подготовки аттестационного дела, которая обеспечит достижение требований стандарта.
В условиях кадрового дефицита важно сохранить каждого хорошего работника и несоответсвие уровня образования не должно стать причиной потери работающих кадров.
В этой связи мы предлагаем ряд траекторий в зависимости от исходной ситуации.
Вариант 1. У претендента на рабочее место/работающего педагога есть высшее педагогическое (психологическое, психолого-педагогическое образование), но отсутстует диплом о переподготовке по профилю обозначенному в профессиональном стандарте.
Это наиболее простой вариант. Данная ситуация может быть полностью разрешена уже к 1 сентября 2023 года. Вы направляте педагога на дополнительную программу, в течении лета педагог дистанционно осваивает программу и получает диплом.
Записаться на программу Специальное дефектологическое образование по профилю (вы можете выбрать один профиль в одном дипломе)
Вариант 2. У претендента на рабочее место/работающего педагога есть необходимые навыки и вы хотели бы чтобы он работал в этой должности, но имеется только среднее педагогическое (колледж) или среднее/высшее образование не по профилю деятельности.
Это не такой простой вариант, но также есть возможность решить этот вопрос таким образом, чтобы к 1 сентября 2023 года ваши специалисты полностью соответствовали требованиям.
В данном случае вашему работнику можно рекомендовать зачислиться на дистанционно-заочную программу высшего образования по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
В Университе управления ТИСБИ реализуются профили: «Психология и социальная педагогика» - подготовка социальных педагогов в системе образования; «Психология и педагогика дошкольного образования» подготовка педагогов-психологов и воспитателей для дошкольных образовательных учреждений. Для работников системы образования и для тех, кто оплатит обучение до 1 августа действует постоянная 10% скидка (скидки не суммируются), поэтому стоимость обучения за одно полугодие может составлять чуть более 25 000 рублей.
По всем вопросам записи на данные программы вы можете обращаться напрямую в Приемную комиссию Факультета дистанционных технологий по тел. 8 (843)294-83-29.
Для зачисления на базе среднего педагогического, среднего/высшего непрофильного образования не требуется сдавать ЕГЭ. Сразу после зачисления на программу ваш работник получает справку об обучении на профильной программе высшего образования и может вам ее предоставить уже к началу нового учебного года.
Параллельно он может быть зачислен на выбранную профильную программу профессиональной переподготовки и получить диплом уже к 1 сентября 2023 года.
Таким образом, даже в отношении этой группы работников будут практически полностью реализованы требования стандарта за счёт наличия справки об обучении на программе высшего педагогического образования и диплома о профессиональной переподготовке по профилю, указанному в профессиональном стандарте.